Консультация юриста по правам потребителей
Современный мир и экономика абсолютного большинства стран мира выстроены вокруг товарно-денежных отношений, а большинство развитых стран перешли к так называемой экономике услуг, когда большая часть Валового продукта страны генерируется в сфере различного рода оказания услуг, что характерно и для малого и среднего бизнеса. И Российская Федерация не является исключением.
Из вышесказанного следует, что потребительские отношения крайне обширны, многогранны и захватывают практически каждого жителя России. Современному государству важно на законодательном уровне правильно выстроить механизм регулирования правоотношений потребителей и продавцов. Важно соблюсти баланс между интересами потребителей и продавцов, не допуская губительного перекоса в пользу одной стороны.
В России законодательство в отношении защиты права потребителя довольно обширно, не каждый человек может себе позволить потратить огромное количество сил и времени на изучение теории права в сфере защиты прав потребителя. Да и отсутствие юридического образования и соответствующей практики не повод сидеть сложа руки, ведь закон распространяется на всех без исключения, а не только на одних юристов. С этой целю, правообладатели нашего портала сделали консультацию юриста по правам потребителя доступной для каждого.
При совершении покупки в магазине, вы вступаете в отношения, регулируемые специальным законом о защите прав потребителей (Закон РФ «О защите прав потребителей»), и зачастую даже не задумываетесь об этом факте.
Законом регулируются отношения, возникающие между гражданами и организациями в процессе приобретения первыми товаров и услуг.
Закон устанавливает права граждан, вступающих в потребительские отношения:
- гражданин имеет право на приобретение товара, качество которого удовлетворяет основные свойства и цели приобретения такого товара, при этом он должен быть безопасным для потребителя;
- гражданин вправе получать корректные сведения и характеристики о приобретаемых товарах, услугах;
- гражданин может затребовать информацию о производителе и продавце товаров;
- гражданин как потребитель вправе на так называемое просвещение по вопросу защиты своих прав;
- для потребителя предусмотрено законом обращение в гос. органы, общественные объединения, с целью восстановления своих нарушенных прав.
Законом установлен общий порядок реализации прав потребителей. В Законе содержится определение самого потребителя, а так же организаций, осуществляющих реализацию товаров и услуг.
Юрист по правам потребителей
Рассмотрим некоторые из них более подробно:
Потребитель это гражданин, обратившийся к продавцу за приобретением товаров и услуг. При этом, законодатель указывает, что гражданином приобретаются товары (услуги) для личных целей. Таким образом, важен факт, что одна из сторон данных отношений не осуществляет предпринимательскую деятельность;
Продавец определен законом как организация, которая предоставляет потребителям свои товары на возмездной основе;
Исполнителем считается организация, предоставляющая потребителям услуги за плату;
Вывод: одна сторона таких правоотношений это гражданин, имеющий целью приобретение товаров и услуг для личного, бытового пользования, другая сторона это организация, осуществляющая продажу товаров и услуг.
Определившись с понятиями, обозначенными законодателями, можно приступать к определению основных прав и обязательств сторон таких правоотношений. Пожалуй, самое главное право потребителя, и при том основная обязанность для продавца это предоставление товаров, соответствующего заключенному договору, соответствующего качества. Товар должен быть годным для целей, для которых такой товар продается (ст. 4 Закона). Такое уточнение тут крайне важно и помогает эффективно защитить ваше право в отсутствие письменного договора с соответствующими положениями о пригодности приобретаемого товара. Например, покупая молоток в хозяйственном магазине, вы, обычно, не оговариваете с продавцом тот факт, что он способен забивать гвозди. Пригодность молотка исходит из характера самого его свойства и, чаще всего, не требует специальных оговорок. Купив молоток, который сминается и ломается от удара о шляпку обычного гвоздя, вы, очевидно, не получили пригодный молоток. Именно в таком случае, законодательством предусмотрена ответственность за передачу непригодного товара.
Для потребителя, наверняка наиболее важным и интересным является обозначить положения регулирующие возврат (или обмен) товара. Многие из вас, обладая лишь поверхностными знаниями о своих правах и обязанностях, думают, что возврат, обмен или замена может быть произведена в отношении любого товара, не зависимо от его категории, момента покупки, причины отказа от товара. Соблюдая баланс интересов потребителей и продавцов, законодатель предусмотрел множество разнообразных особенностей этой процедуры.
Так, законодательством предусмотрены отдельные положения по возврату товара со сложными техническими характеристиками, при выявлении в нем брака, свидетельствующего о низком качестве. В таком случае возврат без указания причины возможно лишь в срок до 15 дней. После истечения указанного срока, вернуть товар можно только если:
- у товара имеется существенные нарушения его свойств;
- продавцом нарушены сроки исправления неисправностей;
- товаром невозможно пользоваться в период действия гарантийного срока.
Существует установленный перечень товаров со сложными техническими характеристиками. В него входит множество техники, начиная от летательных аппаратов, вертолетов и автомобилей до холодильников и, например, наручных часов.
Товары из этого перечня подлежат проверке экспертизой, в случае появления спора о неисправностях. В таком случае законом на продавца возложена обязанность по проверке товара, путем направления его на экспертизу, при этом расходы по проведению экспертизы ложатся на продавца. Сроки экспертизы установлены законом, и должны быть соблюдены в целях защиты права потребителя, при выявлении им низкого качества товара. Потребитель имеет право присутствовать на экспертизе, и обратиться в суд и оспорить её результат.
Положения данного норматива Закона соблюдают баланс интересов обеих сторон. Для продавца это даёт реальную возможность проверить причины неисправности сложного (технически) товара, а покупателю даёт возможность следить за ходом этой проверки и, при необходимости, заявлять свои возражения. Этот баланс необходим для нормального функционирования рыночных отношений в государстве, ведь зачастую покупатель сам того не понимая, может нанести повреждения сложному механизму и будучи уверенным, что ему продали бракованный товар требовать от продавца заменить дорогостоящий товар, тем самым нанося другой стороне тяжелый ущерб.
Довольно часто возникает ситуация, когда гражданин заключил с другим гражданином сделку, а потом обращается к нему в случае спорной ситуации и ссылается на потребительские отношения. Однако в данном случае такая отсылка некорректна, и нарушенное право одной из сторон подлежит защите по данным основаниям. Однако из этого правила есть свои исключения, так можно сделать вывод из Пост. Пленума ВС РФ, из которого следует, что гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность не создавая юридическое лицо, заключая сделки, не вправе утверждать, что он предприниматель. ВС РФ выделяет положение, что такие сделки могут быть урегулированы нормами закона о потребительских отношениях, но возникнет необходимость предоставить в суд доказательства.
Не стоит забывать, что не во всех случаях может быть применен закон о защите потребительских прав, так же может быть применен гражданский кодекс. Зачастую граждане путаются, какие нормы Гражданского законодательства или данного закона применимы. Часто со стороны заинтересованных лиц слышны возражения, что закон о защите прав потребителей входит в разрез с Гражданским кодексом и тем самым это делает его применение нежелательным и незаконным. Такие заявления не соответствуют действительности.
Роль специального закона конкретизировать и детализировать нормы ГК РФ, регулирующие отношения граждан из договоров: аренды, проката, найма, перевозки, комиссии, хранения, оказания финансовых услуг. В связи с обширностью отношений в сфере прав потребителей, законодателем целесообразно был издан в дополнение и уточнение положений ГК специальный закон.
Здравомыслящему человеку не согласиться с таким решением довольно сложно, в законодательстве развитых стран мира есть схожие НПА, так во Франции тоже есть свой закон, регулирующий такие отношения, который называют «Потребительским кодексом». Главной причиной его и подобных законов в мире, стал резкий рост потребительского спроса в последние десятилетия, и остро проявившаяся необходимость надлежащего контроля со стороны государства и общественности.
Законодательство в регулировании таких отношений, предусматривает разнообразные штрафы/пени/проценты. Например, законодатель, стремясь воздействовать на недобросовестных продавцов, для разрешения споров в досудебной стадии, предусмотрел штрафные санкции ответчику в размерах пятидесяти процентов от суммы присужденной судом.
Законодатель рассчитывает, что досудебный порядок будет достаточно эффективным способом восстановления нарушенных прав. И действующие законы РФ, действительно, позволяет настойчивому заинтересованному лицу отстоять свою позицию без длительных и порой дорогостоящих судебных тяжб (последнее, немного сглаживается тем фактом, что при подаче иска о защите прав потребителя суммой менее 1 млн. рублей, государственная пошлина не уплачивается).
Никто, а особенно недобросовестные продавцы, не любит расставаться со своими денежными средствами, но настойчивый и подкованный потребитель, вооруженный знанием своих прав, сможет отстоять свои права.